Ремонт машинки-перевёртыша на RC

Машинка на радиоуправлении приехала в пакете с комплектующими. «Не работает, хотя новая».

Осмотр

При наличии следов вскрытия определение «новая» уже неприменимо!
Игрушка приехала в неполном комплекте,- не было кабеля для зарядки жестового пульта.
Некоторых винтов нет на месте, у имеющихся сорваны шлицы.
Корпусные детали деформированы, но критических поломок, к счастью, нет.
В таких случаях мы говорим «КОВЫРЯНО», то есть если и была цель, то она была не ремонтом, а познавательным интересом с использованием подручных средств вместо инструментов.
Интерес и любознательность — хорошее дело, нужно всего лишь свести к минимуму возможные потери!.. 😉

Начинающему мастеру —  так бывает, когда рабочее место не подготовлено и используются неподходящие инструменты. Для каждого типа и размера шлицев нужна своя отвёртка, иначе шлицы будут сорваны и работа усложнится и затянется. Нужно заранее приготовить пакетики-коробочки-ящички (что есть под руками, а лучше всё спланировать и купить специально). Мне, например, для разборки удобнее пользоваться полиэтиленовыми пакетиками размерами 40*75, 50*80, 60*90 (все размеры обычно даются в миллиметрах или указываются явно, чтобы не было путаницы и неразберихи). Они компактны в хранении, весьма универсальны, их легко подписывать маркером. Подписывать обязательно, иначе потом будет трудно вспомнить, в каком пакетике от чего именно винтики. А уж если они вдруг попадают со стола и разлетятся по полу…
Для корпусных деталей и отдельных механизмов можно использовать пакетики большей плотности и размеров или коробочки-лотки.
Каждый ремонт в случае непредвиденных обстоятельств должен быть легко возобновляемым. При необходимости отложить работу на некоторое время нужно собрать всё вместе в одну коробку/пакет и положить в надёжное место. Через время подписанные пакетики очень обрадуют! 😉

Классический кнопочный пульт управления приехал в самом лучшем состоянии из всех.
Но в нём установлены разные батарейки.
Так можно делать только на короткое время для проверки работоспособности устройства.
Батарейки должны быть одинаковыми по типу, производителю, остаточному заряду.
НЕЛЬЗЯ использовать вместе старые и новые батарейки.
При длительном перерыве в использовании устройств элементы питания лучше вынуть. Как и где хранить — отдельная тема. Можно поискать самостоятельно в сети.

Сама машинка оказалась в наиболее бедовом состоянии. Кроме «электрических» неполадок есть механические дефекты в редукторе колеса, гофрированных муфтах, редукторе тяги управления трансформацией корпуса. Нельзя прилагать механические усилия, граничащие с моментом поломки элементов устройств! Ну разве что для «посмотреть как оно устроено». Такие способы потом оказываются не всегда результативными, но всегда дорогими в плане восстановления. И это технологии малышей, но не восьмилетних начинающих ремонтников. Разве не так?..
Ni-Ca аккумуляторная батарея была разряжена в ноль. В полный НОЛЬ. Так бывает, если оставлять устройство включенным. А этого делать нельзя. Чревато выходом из строя не только батареи.
Зарядное устройство для аккумулятора имеет зачем-то разделённые провода. Не стоило так делать,- это снижает их механическую стойкость к деформациям, изгибам и истиранию. Кроме того, они теперь будут чаще запутываться. После «раскачки» батареи на более серьёзном зарядном аппарате Imax B6 ёмкость восстановлена до более-менее приличных параметров.
Проблема в том, что Ni-Ca аккумуляторные батареи подвержены так называемому эффекту памяти. Чтобы ёмкость аккумулятора не снижалась, нужно заряжать его только после полного разряда и «до упора», не прерывая процесс зарядки. «Дозарядки» из промежуточных состояний приведут к снижению остаточной ёмкости, аккумулятор будет быстрее «садиться».

Диагностика

Так почему же машинка «не заводилась»?..

Проблема была на плате управления XS-ZG2196R-2.4G:

Начинающему ремонтнику это пока не будет ни понятно, ни интересно, но заметку всё-таки оставлю.

Если это не результат шаловливых ручек (что в данном случае вполне возможно), то вполне закономерный из-за кЕтайского качества комплектующих.
Сглаживающий конденсатор оказался очень уж паршивым. Обычно они «усыхают» или «обрываются», но этот «коротнул». В результате КЗ (короткое замыкание) вышел из строя преобразователь напряжения, при этом посадив на минус напряжение VM управления двигателями. В этой модели применены драйверы SA8312. Ближайший родственник — TA8312. Пробитый параметрический стабилизатор просто без меры кушал аккумуляторную батарею, не оставляя в ней совсем никакого напряжения. Разумеется, плата управления XS-ZG2196R-2.4G не подавала вообще никаких признаков жизни.
После замены неисправных деталей, восстановления точек некачественной пайки, отмывки платы, правильной укладки проводов внутри машинного отделения, исправления механических дефектов (ох уж эти ручки шаловливые) агрегат подал признаки жизни и даже завёлся:

ВИДЕО удалено 2023-02-08.

С кнопочного пульта всё заработало без проблем, но вот с жестовым пришлось повозиться.

Провода внутри оказались не уложенными как должно и пережатыми. Невнимательность — это нехорошо. Это уже не кЕтайцы, потому что винта не хватало, шлицы остальных повреждены. Корпус в одном из углов расковырян. Один из проводов на кнопку трансформации был переломлен, поэтому кнопка срабатывала через раз. Обрезал излом и подпаял заново.
Литий-ионный аккумулятор (Li-ion) внутри оказался тоже разряженным в ноль как и его никель-кадмиевый родственник,- не сработала защита (хотя сама плата защиты от КЗ, перезаряда, переразряда и перегрева присутствует). Как в таких случаях говорит Гуру Штирлиц Юрьевич,- задумчивая попалась.
Пока аккумулятор заряжается рядом на Imax’е B6, подбираю в загашниках исправную защитную плату для аккумулятора.
И тут вдруг нехорошая новость.
«Зарядник» выдал сообщение об окончании заряда уже через пару минут. Слишком быстро. Проверяю ёмкость разрядом в пол ампера,- всего 33mAh. Контрольный цикл — 32mAh. Это вместо положенных как минимум 400mAh. Плохи дела, аккумулятор под замену.
Временно подпаиваю имеющийся под руками, и тут опять нехорошие новости,- плата начинает греться. Вот прям на ровном месте. Сразу же после подключения тестового аккумулятора. Значит ток идёт там где он не должен течь. Просто так ничего и нигде не греется. Это же не нагреватель.
На плате жестового пульта управления XS-ZG2196ST-2.4G оказался неисправным контроллер заряда Li-ion LTH7R в корпусе SOT23-5:

Как назло под руками не оказалось ни одного донора с такой деталькой, пришлось в срочном порядке метнуться за донором на лисапедике к Великому Чебурашке, что работает в телефонной будке «на Родине» — «Ремонт мобильных телефонов» в Армавире по адресу: улица Новороссийская, 129/5
через стенку с «Мадагаскаром», место приметное:

Этот добрый Человечище бездвоздмезддо, то есть дадом, заподарил нужную деталюшку. Два чая этому господину, магической пыли, зелени, и стопиццот в карму!

В принципе, всё можно отремонтировать…

2022-07-15 18:50 Жду решения по озвученным вариантам ремонта…

2022-07-19 08:00 Не дождался,- абонент не абонент. На свой страх и риск заканчиваю ремонт по предложенному варианту №1.

Последние штрихи в механике переднего моста:

2022-08-17 18:30 Ура, отдал обе отремонтированные игрушки. Бесплатно. И не дай Бог подобных заказчиков!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *